Неудержимые одержимые… глупостью
Изгоняя духов, удостоверься – что именно ты изгоняешь
Последователи Юнга, например, считают, что никто и ничто, кроме информации, получаемой из коллективного бессознательного, внедриться в нас не может. Разгуливая по этому Миру идей, словно по восточному базару, наше подсознание «приглядывает» себе порой что-нибудь экзотическое, какого-нибудь сказочного дракончика. И мы неосознанно настраиваемся на эту волну, входим с ней в резонанс. Таким образом мы можем идентифицироваться с какой-нибудь сущностью, имеющей, образно говоря, чужую группу крови.
А вот Фрейд считал, что причина нашего порой неадекватного поведения кроется в подавлении животных инстинктов и вытеснении эмоций. Затаил, скажем, человек в душе обиду или злость, завалил хламом общественных приличий и забыл напрочь. Ну, зачем помнить то, что уже не имеет смысла? Вот и живет он, соблюдая этикет и нося внутри маленького зверя. Пока не появится приманка – аналогичная или похожая травмирующая ситуация. Щелк – и клетка нашего подсознания открывается, выпуская наружу нечисть.
А, может, и это – не так? Ведь есть люди, которые со своей темной памятью «на ты», потому что умеют при помощи различных техник вести «переписку» с собственным бессознательным. Периодически погружаясь в свой «подвальчик», они проверяют – а не завелось ли там что-нибудь непотребное? Но и эти люди частенько выдают такое деструктивное поведение, что волей-неволей заподозришь одержание. Так что скорее всего классический психоанализ нам в данном вопросе не советчик.
Вот понаблюдайте как-нибудь за беседующими людьми. Стоят, например, Пат и Паташон. Маленький приосанился, растопырился и что-то строго выговаривает Большому, который, наоборот, весь съежился и ссутулился. Думаете, это потому, что первый второму – начальник? Нет, социальный статус у них одинаковый. Просто, как считает современный психолог Эрик Берн, внутри каждого человека живут как бы три персоны – Ребенок, Взрослый и Родитель. В разные моменты времени мы обнаруживаем одно из этих состояний – кто-то из этих троих берет управление личностью в свои руки.
В данном случае Ребенок верзилы покорно внемлет наставлениям Родителя коротышки. Видимо, такая форма общения им удобна и привычна. Но в другой обстановке, например, в присутствии дамы, в душе большого Пата может случиться домашняя разборка. «Сынок, – скажет его внутренний Родитель, – ты мужик или нет? Что этот шибздик себе позволяет? Не можешь его послать, так я ему сам…» Видимо, так же можно объяснить бродячий сюжет о молодой девушке, одержимой дъяволом, которая начинает вдруг грязно браниться и кричать низким, дурным голосом. По неизвестной нам причине в душе благовоспитанной барышни восстал ото сна ее Родитель, а, вернее, проснулись смутные детские воспоминания о каком-нибудь родственнике – мужчине авторитарном и грубом. И она озвучила его голос.
Субличности людей могут «пристраиваться» друг к другу на равных: Взрослый – Взрослый (английский клуб), Родитель – Родитель (родительский комитет), Дитя – Дитя («И были они, как дети»). Однако чаще всего кто-то кого-то использует, подавляет или няньчит. Убаюканные статикой отношений, люди просто в шок впадают, когда привычная схема не срабатывает. Родитель одного вдруг отказывается заботиться о Ребенке другого и начинает проявлять себя как отчужденный Взрослый. Или по какому-то неведомому капризу души в человеке пробуждается его инфантильная субличность, его Дитя. А детки-то бывают, как известно, разные – порой очень мерзкие, шкодливые и хамоватые. Ну, прямо бесы маленькие… Причем, никакие не «чужие», пришедшие извне, а свои, кровные, приютившиеся в нашей душе, словно в коммуналке, рядом с приличными соседями.
Между тем есть на земле люди, одержимые по призванию. Их личность напоминает неотложку, где в качестве необходимого оборудования – ритуальная атрибутика, а опытный медперсонал выступает в лице животных духов. Это – шаманы. Начало их деятельности – и мужчин, и женщин, связано с неким волнующим духовидческим состоянием, которое антропологи окрестили «шаманской болезнью». Как правило, это состояние возникает спонтанно. Будущий шаман становится мечтательным и отчужденным, в поисках уединения бродит по лесу, у него возникают видения, он поет во сне. Случается, что молодой человек впадает в ярость, бросается в воду и в огонь, ранит себя ножом…
Страдания «избранника» духов всегда были поистине ужасны – будущий шаман присутствовал при том, как демоны рвут его на части, отрезают ему голову, вырывают глаза… В некоторых культурах, новопосвящаемый превращался в птицу, подобную орлу или кондору, или совершал восхождение в небесные сферы по мировому дереву, по радуге, по лестнице, сотворенной из стрел.
Разумеется, странность такого их поведения не могла не привлечь внимания ученых, и чаще всего феномен шаманства пытались объяснить душевной болезнью. Однако, по мнению современных психологов, это не так – нельзя утверждать, что все шаманы невропаты, с другой стороны, некоторые из них, кто был болен, становились шаманами, потому что им удалось выздороветь. Сами же избранные искренне убеждены в том, что ими руководят духи, именно они являются их заступниками и советчиками. Не культурные ли традиции поддерживают их в этом убеждении? Или все-таки «помощником» стал тяжелый душевный недуг, выйдя из которого шаманы обрели метафизический взгляд на мир, дар ясновидения и способность к целительству? Кстати, как раз по этой причине их называют «ранеными целителями».
Основатель трансперсональной психологии Станислав Гроф, исследуя необычные состояния сознания, смог разгадать шаманский феномен. На его семинарах современные американцы, европейцы, австралийцы и жители Азии часто переживали события, которые несли в себе признаки близкого сходства с шаманской болезнью. Эти психически здоровые и не страдающие галлюцинациями люди испытывали те же самые состояния, которые нисходят на шаманов во время посвящения. Но самое интересное то, что после этих сеансов многие участники были способны использовать в своей работе уроки, почерпнутые из их путешествий, и создавать современные виды шаманских процедур.
У каждой культуры свои представления о норме. В старой России, например, во все времена были в почете кликуши, странники и юродивые. В средневековой Франции явлением весьма прискорбным, но абсолютно привычным считались бесноватые монахини. И у нас в Латвии уже никого ничем не удивишь – даже одержанием. Которое, возможно, все-таки существует. Иначе как объяснить то, что многих прибалтов неудержимо влечет ко всяким дремучим мистическим дурилкам? Ну разве что собственная неуемная Глупость, оккупировавшая нашу душу.